В Кызыле и Республике Тыва нередки случаи, когда проектная документация не проходит государственную экспертизу из-за нарушений нормативных требований. В таких ситуациях стороны обращаются в арбитражные суды для оспаривания решений экспертизы. Независимая экспертиза играет ключевую роль, помогая подтвердить либо опровергнуть выводы государственной проверки и восстановить права участников строительства.
Процедура проведения и обжалования государственной экспертизы регулируется Градостроительным кодексом РФ (ст. 49, 55), Постановлениями Правительства РФ № 87, № 145, № 841, № 369, а также Федеральными законами № 384-ФЗ, № 123-ФЗ, № 52-ФЗ, № 261-ФЗ. В Республике Тыва действуют региональные приказы Минстроя РТ, устанавливающие порядок предоставления и рассмотрения проектной документации. Соблюдение этих требований является обязательным для получения положительного заключения экспертизы.
В деле № А69-1888/2023 Арбитражного суда Республики Тыва подрядчик оспаривал решение государственной экспертизы, отказавшей в выдаче положительного заключения. Основанием для отказа послужили нарушения в инженерных разделах и несоответствие расчётов сметной стоимости. По ходатайству подрядчика суд назначил независимую экспертизу для проверки корректности выводов госоргана.
Суд принял выводы независимой экспертизы как объективное доказательство и признал отказ госэкспертизы неправомерным. Решением суда заказчику было разрешено использовать проектную документацию после устранения незначительных замечаний. Этот случай показал, что независимая экспертиза может эффективно защитить интересы участников строительства при неправомерных решениях органов экспертизы.
Проведение независимой экспертизы в Кызыле и Республике Тыва в подобных ситуациях позволяет: